Интернациональное воспитание учащихся.
«Я
родился и вырос в Дагестане. Учился
в
литературном институте в Москве. По
делам своей большой страны бывал в
разных уголках земли. Всюду там я
–
корреспондент Дагестана, горной
республики.
А у себя в горах – я
корреспондент остального
огромного
мира…»
Р. Гамзатов
Интернационально-патриотическое воспитание
детей и молодежи имеет огромное значение в условиях страны объединяющей свыше
100 наций и народностей.
Интернациональное воспитание – это
организованный процесс формирования у подрастающего поколения интернациональных
чувств, убеждений и основанной на них высокой культуры межнационального
общения.
Интернациональное воспитание органически
связано с другими частями воспитания с умственным, нравственным, трудовым,
физическим, эстетическим.
В условиях многонациональной дагестанской
республики, где почти все школы, особенно в городах имеют смешанный состав
учащихся, интернациональное воспитание приобретает особенно важное значение.
Правильное сочетание интернационального и
национального особо важное значение имеет в воспитательной деятельности
педагога по обеспечению единства формирования у школьников национальной
гордости и национального самосознания.
В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»
есть такой эпизод. Солдат встречается с
мальчиком и выясняет, что тот не только знает, откуда его род начинается, но
даже и своих предков до седьмого колена. Он знал только своего отца, деда,
прадеда.
А затем следует такой диалог:
« - Дед говорит, что если
люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
- Кто испортится? Люди?
- Да.
- Почему?
- Дед говорит, что тогда никто не будет
стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить. И
никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут
знать».
Национальное чувство как сплав высших
нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств, вкусов и привычек
проявляется в любви к родной земле, к родному народу, культуре, языку,
историческому прошлому и настоящему, к привычному образу жизни.
Помнить об уроках прошлого, чтить предков,
вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать
ответственность перед поколениями – вот факторы, помогающие сплачивать
национальную общность.
В этом направлении большая работа
проводится в нашей школе, особенно на уроках краеведения. Учащимся с малых лет
прививается любовь к родному краю, национальной культуре и традициям. Начинается
эта работа с изучения истории семьи, улицы, поселка, города, республики.
Наиболее осязаемых результатов дает национальная культура: сказки, легенды,
песни, танцы, музыка, художественное мастерство, народный эпос, где ярко
выступают национальные отличия. Это творчество писателей, в том числе
современных, где находят своё отражение национальный колорит, национальные
легенды.
Прежде всего, через культуру человек связан
со своей нацией. Как остроумно заметил русский философ С.Н. Булгаков, чтобы
познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или
рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество
Прививая учащимся чувства национальной
общности, не стоит забывать, что они, в какой бы республике ни жили, на каких
бы языках не говорили – граждане единой многонациональной Родины.
События прошлых лет подтвердили, что
экономическая дезинтеграция и социальная дифференциация общества оказали
негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных
групп населения страны. Они резко снизили воспитательное воздействие культуры,
искусства и образования, как важнейших факторов формирования патриотизма и
интернационализма.
Стало заметной постепенная утрата нашим
обществом традиционно российского патриотического российского патриотического
сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В
этих условиях стала очевидна неотложность решения на государственном уровне
острейших проблем системы воспитания патриотизма и интернациолизма как основы
консолидации общества и укрепления государства.
Усилить воспитания учащихся в
духе патриотизма и интернационализма- одна из задач, определенной реформой
общеобразовательной школы. Ее выполнения стало повседневной задачей
педагогического коллектива нашей школы. Главным звеном в этой работе считается
урок.
Не только учителя история и
краеведение, но и учителя предметники в нашей школе стремятся показать на своих
уроках примеры дружбы народов нашей республики и страны в целом.
В материал по истории России
и Дагестана приводятся множество фактов о трудовых достижениях народов нашей
страны и республики .Например: народные стройки каналов и предприятий, помощь
всей страны всей страны Дагестану после землетрясения 1970г., прием беженцев во время Великой
Отечественной войны и чеченской войны 90-х хх-в.
Очень много примеров
приводится в учебниках истории и литературы о том, как на фронтах Великой
Отечественной войны вместе с русскими и другими народами сражались наши земляки
то, что более 50 героев Советского Союза, выходцев из Дагестана навечно вошли в
летопись Великой Отечественной войны говорит само за себя хотя, когда мне
попалась в руки энциклопедия В.О, войны
там я не нашла сведение о героях советского союза выходцев из Дагестана,
что огорчает.
Интернациональное воспитание
ребят осуществляется и во внеклассной работе, в которой получают практические
применения и закрепления приобретенные на уроках знания. При планировании этой
работы следует отбирать наиболее действенной формы, способствующие развитию мышления учащихся, помогающие им
лучше познать национальные особенности, традиции других народов, хорошо знать свой
родной язык. На современном этапе считается правилом хорошего тона подвергать
критике советское время. Но именно в этот период в воспитании интернационализма
и патриотизма было сделано много позитивных шагов. При школах существовали
КИДы. Эти клубы устанавливали мосты дружбы с другими регионами страны.
Школьники переписывались со своими сверстниками из других городов СССР и
зарубежных стран. КИДы организовывали встречи, поездки, во время которых
школьники обзаводились новыми друзьями, происходило знакомство с культурой и
традициями. К сожалению таких клубов больше нет, технический прогресс искоренил
эпистолярный жанр и чтение художественной литературы. Несмотря на отсутствие
этих клубов, в нашей гимназии продолжают устанавливать мосты дружбы со
сверстниками из разных районов Дагестана. Школьники нашей гимназии с визитом
дружбы и с целью ознакомления с историей, культурой и традициями
многонационального Дагестана. Побывали в городах Кизляр, Буйнакск, Дербент,
Кизилюрт, а также в таких районах как Унцукульский, Дахадаевский, Ботлихский,
Кайтагский, Шамильский. Это не полный перечень маршрутов краеведов нашей
гимназии. Благодаря этим поездкам пополняются экспонаты музея, выпускаются
газеты, в которых учащиеся делятся своими впечатлениями, оформляются альбомы,
на основе собранного материала учащиеся пишут творческие работы.
Большую помощь учителям в воспитании
патриотизма и интернационализма оказывает школьный краеведческий музей.
Разнообразный и богатый музейный материал способствует воспитанию у учащихся
чувства и сознания принадлежности к более широкой многонациональной общности –
дагестанскому народу, приверженность и любовь к родине, ее величественной
природе, необъятным просторам и богатствам, ее героическому прошлому, к
интернациональной культуре, ценностям и традициям.
В патриотическом и интернациональном
воспитании учащихся большое значение имеют встречи с ветеранами труда и войны.
Эмоциональный рассказ ветерана, очевидца минувших событий вызывает живой
интерес подростков.
В год 60-ти летия Победы учащимся нашей
гимназии довелось побывать на слете юных патриотов в г. Смоленске. Для нашей
сборной Дагестана это было своего рода испытанием. В начале к нашей команде было предвзятое отношение,
как ни как с горячего региона. В ходе дальнейшего близкого знакомства и
руководителей и детей, постепенно «лед» отчуждения растаял. В конце
соревнований девчата с плачем прощались друг с другом. Несмотря на негативные
отзывы в СМИ о «лицах кавказкой» национальности, прекрасные отношения сложились
у ребят из танцевального ансамбля «Аманат» с участниками танцевального
фестиваля «Новые звезды танца». Наши ребята покорили зрителей и жюри не только
танцами, но и своим обаянием и коммуникабельностью. В Ялте царила атмосфера
дружбы взаимопонимания. Эти примеры, очевидцем которых стала я сама
свидетельствуют, что воспитательная работа, проводимая в нашей школе даром не
проходит и поставлена на высоком уровне. Вот если бы еще нас поддерживали
уважаемые родители, то это был бы идеальный вариант, что к сожалению не
наблюдается.
В заключении хочу сказать, что
современное человечество представлено примерно 2-мя тысячами различных народов,
а в нашей стране их больше 100. в то же время независимых государств в мире
около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных
государствах. И значит, сколько бы ни была дорога нам историческая память о
своих национальных корнях, важно понимать и другое: все мы живем, и всегда
будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из
нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других
национальностей. Тем более что у разных народов больше общих черт, чем
различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются
взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира.
|